Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
А. Дистервег
Учитель.… Переступая порог школы, он попадает в водоворот людей: ученики, их родители, коллеги по работе. Как найти правильное русло, и не просто выплыть, удержаться на плаву, а выбрать правильное течение, доплыть до берега, увлекая за собой тех, кто тебе верит? С такими проблемами сталкивается каждый из нас, пытаясь решить их по-своему. А сколько вокруг указателей – систем и направлений! Попробуй, выбери! Но выбирать приходится.
Я разделяю мнение многих моих коллег о том, что современный школьник сегодня должен быть готов к самостоятельному творческому приобретению знаний. Нам, учителям, необходимо разрабатывать тот педагогический инструментарий, который дает возможность ребенку утвердиться в мысли, что он может сам найти знания, сам сотворить знания. Свою задачу, как педагога, вижу в воспитании стремления к саморазвитию. Размышляя о роли саморазвития в процессе взросления ребенка, обращаюсь к мудрым мыслям философов. Так, Сократ утверждал ценность главной способности человека – самосовершенствоваться, указывал на зависимость судьбы человека от активности и продуктивности его работы над собой: «Лучший человек тот, кто больше всех старается совершенствоваться, и счастливейшим является тот, кто всего сильнее чувствует, что он действительно совершенствуется».
Мне сегодня ближе не просто дать знания своим ученикам, а научить их мыслить, включить в продуктивную деятельность, организовать поиск решения проблем. Мы привыкли к незыблемости тезиса: Знание – сила. Но познание – сила гораздо большая, потому что познание – еще и инструмент самопостроения и саморазвития личности.
Моя удивительная профессия превращает меня в постоянного ученика, так как, «только начиная учить других, понимаешь, как много надо учиться самому». На уроках учимся мыслить, мечтать, обсуждать и доказывать, самостоятельно искать знания, совершать «открытия»! Ведь в процессе познания учитель и ученики равны и могут строить знания вместе. Уровни будут разные, но переживание трудностей и радостей обеспечены и тому и другому. Из дающего знания учитель превращается в организатора поиска знаний, из вдохновенного рассказчика – в воодушевляющего партнера в познании. Читаю у Е.Н. Ильина: «Урок литературы – не факты, аргументы, а открытия!». Проживая урок, мы испытываем радость от свободы и творчества, от свершившегося «восхождения к самому себе лучшему».
Велика роль слова в развитии детей, ибо «вначале было Слово, и Слово есть жизнь моего внутреннего «Я». Побуждаю прислушаться к себе, а затем даю возможность «прорасти» в слове, высказаться. На уроке мысли каждого ценны, важны, нужны, а все вместе составляют «открытие». Вспоминаю нашу первую мастерскую. Звенит звонок с урока. А у нас – тишина. Никто не хочет уходить. Как дорого мне это их молчание! И я думаю, как хорошо дышать «воздухом» культуры, интеллекта, творчества! И я вновь открываю ценность своей работы для ребенка как «тропинку к самому себе», к самовыражению. У уроков литературы особая роль… Девизом наших стали строки Н. Заболоцкого: «Душа обязана трудиться». Наши уроки – это « труд души». Если не будет этого труда, саморазвитие человека может пойти по опасному для него пути. Носитель такой опасности – современный мир с его технократизмом. Думаю, что быть счастливым и многого достичь может только тот человек, который образован душевно, эмоционально. Все приложится к такому человеку. Нравственность литературы формирует этические устои личности, развивает ее душевный и духовный потенциал. Уроки должны пробуждать в детях что-то сокровенное, должны привести к необходимости погружения в глубинные пласты культуры. Хочется верить, что мои уроки помогают ребенку обрести себя в культуре, сформировать свой собственный культурный облик и образ. Но, говоря о необходимости воспитания духовной культуры, не забываю и о том, что она не «прививается», а рождается духовным самовосхождением человека. Хочу взрастить человека культурного, а не только информированного, который иногда становится опасным для самого себя и мира. Каждый урок стараюсь дать как урок воспитания души. Как говорил В.А.Сухомлинский: «В наших детях дремлют задатки талантливых мастеров творческого труда. Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый подросток встретит в воспитателе ту «живую воду», без которой задатки засыхают».
Нет, школа – это не программы, не учебники. Всему научить невозможно. Нет таких учебников, даже если собрать все книги вместе! Школа – это учителя. И даже сегодня, когда говорят об альтернативной форме обучения (например, можно учиться дома при помощи компьютера), успешность обучения каждого конкретного ученика будет во многом определяться личностью учителя. Рядом должны быть люди, в общении с которыми на практике формируются ребенок и его счастье. Значит и мне, школьному учителю, отведена жизненно важная миссия – сделать моих учеников счастливыми. Но и они должны видеть во мне счастливого человека! Смысл моего учительского счастья – жить в гармонии с собой и окружающими людьми, иметь возможность реализации себя как личности, как профессионала и помогать реализовываться своим ученикам.
Час Ученичества! Что нужно, чтобы Ты состоялся? Чтобы 45 минут урока были не пройдены, а прожиты!? Может, научиться полюбить «Путь»? Ведь дабы понять, что Жизнь есть Чудо, надо пройти сложный путь, чувствуя радость от любви к познанию.
