На этих страничках сайта я размещаю материалы для подготовки к экзаменам в 9 и 11 классах: демоверсии, КИМы, задания, теоретический материал, тренировочные упражнения, рекомендации по написанию сочинения, критерии оценки. Все к ЕГЭ и ОГЭ. Материалы для подготовки к итоговому сочинению. Полезные ссылки.
ОГЭ по русскому языку
В чём сущность изменений КИМ ОГЭ-2020 в соответствии с ФГОС ООО
С учетом требований ФГОС ООО во все КИМ ОГЭ — 2020 внесены соответствующие изменения, а именно:
— усилен практический характер заданий;
— введены новые задания, в которых акцент сделан на проверку достижения предусмотренных ФГОС результатов обучения;
— введены задания, проверяющие умения осуществлять информационный поиск, анализировать информацию, представленную в разных формах, применять знания для решения различных познавательных, практических и коммуникативных задач, способность обучающихся формулировать и аргументировать свое мнение, рассуждать на определенные темы;
Что нового в КИМ-2020
По русскому языку теперь экзамен состоит из трех частей:
сжатое изложение,
задания на разные разделы русского языка,
сочинение-рассуждение.
Изменено количество заданий с 15 до 9, уменьшен первичный балл за выполнение работы с 39 до 33. Если участник ОГЭ наберёт меньше 15 первичных баллов, то получит двойку.
Подготовка к сжатому изложению
Способы сжатия текста
В первой части необходимо выполнить 1 задание с развернутым ответом. Для учащихся звучит текст, воспроизводимый в аудиозаписи. Во время прослушивания, разрешается делать пометки в черновиках. Но не стоит сильно увлекаться и пытаться записывать все подряд. Так можно упустить большую часть информации. Запишите ключевые моменты, важные детали, названия, имена. Затем дается 3-4 минуты, чтобы осмыслить исходный текст и поработать со своими записями в черновиках. Это важно! При оценивании, записи в черновиках учитываться не будут. Далее, текст воспроизводиться повторно. После второго прослушивания, учащиеся приступают к краткому изложению. Необходимо грамотно, аккуратным разборчивым почерком написать не менее 70 слов, передать общее содержание исходного текста и содержание каждой микротемы. На выполнение первой части экзамена дается 90 минут. Это важно! Если вы написали менее 70 слов, то задание будет оценено в «0» баллов.
Как работать над сжатым изложением.
Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения. « Сжать» текст – это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце»; «убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей».
Инструкция «Как писать изложение»
1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
9. Запишите этот сокращённый текст на черновике.
Способы сжатия текста
Сжатие содержания. К содержательным приёмам сжатия текста относятся:
а) (исключение) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, синонимов, словосочетаний, повторов, однородных членов, фрагментов предложений и целых предложений, пропуска предложений с описаниями природы, чувств, настроений и с рассуждениями, исключение доказательств, примеров, диалогов и т.д.)
б) (обобщение)
- свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).
- образование сложного предложения путем слияния двух смежных
предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
- замена однородных членов обобщающим наименованием. Пример. “На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки”. = “На лугу росли цветы”;
в) упрощение:
- слияние нескольких предложений в одно. Пример. “Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения”. = “В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу”.;
- перевод прямой речи в косвенную (Он сказал: «Мы играли в футбол, баскетбол, бегали стометровку». Он сказал, что они занимались спортом.);
- разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
- замена предложения или его части указательным местоимением ( то, та, это, такие ...)
- замена сложноподчинённого предложения простым;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Что сохранить при сжатом изложении?
- Связанность текста, его содержание, тему, идею высказывания;
- последовательность изложения, чёткий переход от одного к другому, микротемы;
- ключевые слова и обороты речи, наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передаётся колорит текста.
Сочинение 9.2
Как написать сочинение 9.2
Задание 15.2
Напишите сочинение-рассуждение .
Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «[…]».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте
номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Алгоритм работы над сочинением:
1. Основная мысль.
2. Обобщения, объясняющие основную мысль (достаточно двух, но реально их три).
3. Примеры - номера тех предложений, в которых вы нашли сюжетные объяснения.
4. Вывод, расширяющий содержание основной мысли.
Шаблон сочинения:
(ФИО автора) обращается в тексте к (воспоминаниям о детстве, о войне, о ком-то, словом, назови эпизод, событие, размышления, о которых идёт речь). Он пишет: «…». (цитата из задания). Что стоит за этими словами, о чём заставляет нас задуматься автор? Мне кажется, главная мысль сформулирована вот в этой части текста: «…». Далее он пишет, что ...
Автор приводит нас к выводу: ... Я не могу не согласиться с ним, ведь ... (свой вывод).
Сочинение 9.3
Как написать сочинение 9.3
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Как Вы уже поняли, один аргумент должен быть из прочитанного текста , а второй - из Вашего жизненного опыта. А это значительно упрощает задание
Структура сочинения-рассуждения 9.3. ОГЭ по русскому языку:
1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Заключение (по тезису).
Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку | |
---|---|
Часть (абзац) | Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) |
1. Тезис | На мой взгляд, человечность - это...(или) |
2. Аргумент 1 | Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или) В тексте Б.Васильев поднимает проблему... |
3. Аргумент 2 | Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или) |
4. Заключение | Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или) |
Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 15.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:
Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.
Как найти аргументы в тексте?
Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности, то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 15.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом
Сочинение 9.1
Как написать сочинение на лингвистическую тему
Сочинения-рассуждения по заданию 9.1 Здесь приводятся возможные варианты сочинений-рассуждений при выполнении задания 9.1.
Вариант 1. Раскройте смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики:
«Междометия – эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию».
Междометие – это часть речи, при помощи которой мы выражаем различные чувства, настроения и побуждения, не называя их. Междометия играют важную роль в предложении и часто как нельзя лучше помогают нам, когда не хватает слов для выражения своих эмоций и состояний (предложение 36). На первый взгляд междометия могут показаться бессмысленными коротенькими словами, без которых, казалось бы, легко можно обойтись, но бывают ситуации, когда простыми словами невозможно объяснить что происходит в душе. Здесь нам и помогают междометия. При этом, произнося некоторые звуки, вроде: ах и ох (предложение 49), мы уверены, что окружающие нас всё равно поймут.
Вариант 2. Раскройте смысл высказывания Дитмара Эльяшевича Розенталя:
«Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому».
Известный лингвист Д. Розенталь утверждал: «Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому».
Действительно, у всех языков есть одна главная задача – помочь людям понять друг друга при общении. Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.
Язык данного текста прост и доступен, и в то же время эмоционален и выразителен. Так, обращает на себя внимание лексика текста. Человек, тонко чувствующий слово, В. Железняков наряду с общеупотребительной лексикой (глаза, взгляд, лицо, ребята) использует элементы разговорного стиля (облез малость, садани по роже, витал, Ленка, Димка). Одной из особенностей языка является обилие однородных членов (предложения 1, 3), с помощью которых автор добивается удивительной экспрессивности и точности образов.
Интересен строй изобразительно-выразительных средств авторской речи. Писатель использует чудные эпитеты («осуждающие глаза», «незавидная картинка», «Железная Кнопка», «собственный ужас»), ёмкие метафоры («голос задрожал от негодования», «кольцо непроходимого леса рук», «ветер прошлого хлестал её по лицу»). Вопросно-ответная и восклицательная форма изложения делает повествование не только убедительным, но и информационно-насыщенным.
Ясность и доступность изложения достигается автором при помощи использования синтаксических конструкций разных типов. Мы находим в тексте простые предложения (№ 18, 19, 20), предложения с обособленными определениями (№ 42) и обстоятельствами (№ 4); сложные предложения разных типов: сложносочинённые (№ 2, 13, 34), сложноподчинённые (№ 2, 45), предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями (№ 14).
Таким образом, «употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому».
Вариант 3. Раскройте смысл высказывания И. В. Артюшкова:
«Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».
В основе данной точки зрения лежит мысль о том, что, общаясь, люди задают друг другу множество самых разных вопросов. И это понятно, ведь вопросы помогают человеку познать неизвестное. Вопросы формулируются в виде вопросительных предложений и, как правило, употребляются в разговоре двух лиц, то есть в диалоге. Это и утверждает в своём высказывании И. В. Артюшков. Подтверждением тому является и текст Р. Госман, где, например, в предложении 22 знакомая задаёт Ольге вопрос: «А ты что, в самом деле пишешь стихи?» Это вопросительное предложение относится к тем вопросам, на которые в диалоге ожидают услышать утвердительный или отрицательный ответ. А вот в предложении 27 задаётся вопрос, отражающий внутренний диалог в форме вопросительного предложения, на который не ожидается ответа: «Что же делать, как же узнать – правда ли это всё?»
Таким образом, прав И. В. Артюшков, утверждавший, что «сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».
Вариант 4. Раскройте смысл высказывания известного лингвиста Л. Успенского:
«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди передают друг другу свои мысли».
Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли. Язык относится к тем общественным явлениям, которые существуют на всём протяжении развития человеческого общества. Главное назначение языка – служить средством общения людей. Язык неразрывно связан с мышлением, сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей и чувств человека.
Язык выполняет много функций. Например, экспрессивная функция, когда говорящий выражает своё отношение к тому, что сообщается в высказывании не только словами, но и интонацией, тембром и темпом речи (предложения 22, 23). Радость при встрече, приветливость, дружеское участие или, наоборот, недоброжелательность, раздражение, вражда – это огромное множество оттенков выражения состояния человека посредством языка (предложение 62).
Однако основное назначение языка – служить общению людей и быть средством выражения мысли.
Язык как средство общения – это мышление «на людях», для всех. Язык как средство мышления – это общение с самим собой, внутренний диалог (предложения 14, 15), спор с собой или согласие. Эти назначения языка неразрывно связаны между собой.
Вариант 5. Раскройте смысл высказывания русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина:
Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.
Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются», – писал в 19 веке М. Е. Салтыков-Щедрин.
В основе данного утверждения лежат нормы синтаксиса и грамматики, а также правила пунктуации, позволяющие нам в письменной речи полно, чётко и внятно выразить мысль.
Например, Т. Устинова в тексте о нелёгкой судьбе мальчика по имени Тимофей использует восклицательное предложение (№ 17), которое произносится с особой интонацией, которая выражается в предельной эмоциональности. Автор тем самым подводит к мысли, что Тимофей чувствует себя униженным и оскорблённым предложением Маши съесть мороженое.
А потом Маша вышла замуж и уехала. Однако перед расставанием она сказала Тимофею, что хотела бы взять его с собой, но не может. Чтобы убедиться в понимании Тимофеем причины предстоящей разлуки, Маша спрашивает его: «Ты понимаешь?» По цели высказывания предложение 23 является вопросительным, что подчёркивается вопросительным знаком на конце.
Таким образом, с высказыванием М. Е. Салтыкова-Щедрина, считавшего, что синтаксис, грамматика и знаки препинания «повинуются» мысли, нельзя не согласиться.
Вариант 6. Раскройте смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
В литературной энциклопедии утверждается, что «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Можно ли согласиться с этим утверждением?
Чтобы ответить на данный вопрос нужно обратиться к понятию диалога и вспомнить, что диалог как разговор двух или нескольких лиц отражает мысли и желания говорящих, учитывая при этом их малейшие нюансы, такие как воспитание, сдержанность, пылкость, культуру речи и мн. др.
Поэтому нельзя не согласиться с приведённым высказыванием о том, что непосредственный диалог героев друг с другом является лучшим способом передать суть разговора и внести необходимые оттенки в беседу, это лучшее средство раскрыть характер героев, их основные мысли, настроение. В приведённом тексте, например, при расставании Маленького принца с Лисом, интонация выражает эмоциональное состояние героя (предложение 38). Большое значение имеет и тема беседы. Герои говорят о дружбе и сердечности взаимоотношений. Именно эта мысль заложена в предложении 52: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
Таким образом, мы убедились, что именно диалог волнует читателя, оказывает на него неизгладимое впечатление и пробуждает интерес к произведению.
В помощь выпускнику
Полезные сайты для подготовки к ОГЭ по русскому языку
![]() | Это официальный сайт ГИА9. Здесь тоже можно посмотреть демоверсии, узнать об изменениях, о расписании ГИА, системе оценивания работ и даже пообщаться с психологом. |
![]() | На портале Российское образование вы можете пройти тестирование по 7 вариантам ГИА в онлайн-режиме. |
![]() | Открытый банк заданий ОГЭhttp://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge |
![]() | На «Незнайке» вы можете удобно решать варианты ОГЭ по всем основным дисциплинам, скачивать их в pdf, работая с бумагой, тренироваться на отдельных типах заданий и получать от всего этого удовольствие! Успешной подготовки, друзья, «Незнайка» обязательно вам в этом поможет! |
![]() | На этом сайте тренируйтесь, решайте тесты ОГЭ по русскому языку http://saharina.ru/gia/ |
Шаблоны сочинений, речевые клише
15.1 Известный русский писатель К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Это действительно так, потому что нет предмета, действия, явления, для которого не придумал слова человек. С помощью слов мы общаемся друг с другом, у собеседника можем вызвать различные чувства: грусть, радость, возмущение, переживание и многое другое.
Постараюсь доказать это на конкретных примерах из текста Б.Васильева. Например, в предложении 6 слово «ослепли» означает, что человек ослеп, то есть стал слепым, он ничего не видит.
В предложении 53 этим же словом («ослепла») автор отмечает, что «теперь ослепла … не только она, но и её душа». В данном случае мы понимаем, что человека ранили в душу, в сердце, он очень переживает из-за какого-то отношения к себе. Вот какие разные чувства, эмоции можно передать одним и тем же словом.
Следовательно, утверждение К.Паустовского справедливо. Русским словом, действительно, можно передать всё в жизни и сознании человека.
Известный лингвист (писатель, филолог…) … (инициалы, фамилия, автора) утверждал: «….». Я целиком разделяю эту точку зрения. Действительно, … (своё мнение по смыслу цитаты). Попытаюсь доказать сказанное на конкретных примерах из текста …(автор).
Во-первых, в предложении … (номер) … (первый аргумент, микровывод).
Во-вторых, в … (номер) предложении … (второй аргумент, микровывод).
Следовательно, утверждение …(автор) справедливо. (Вывод по цитате, теме сочинения).
15.2 Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста.
В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой.
Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне.
Таким образом, мне удалось доказать, что значит «…и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа».
Смысл данного отрывка (финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … (толковать смысл своими словами). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).
Так, в предложении …(номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … (микровывод по первому аргументу).
Кроме того, в … (номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. (второй аргумент).Вот подтверждение моей мысли (микровывод по второму аргументу).
Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме).
15.3 Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.
Б.Васильев рассказывает в данном тексте о том, что две девочки и мальчик украли у Анны Федотовны, старой слепой женщины, самое дорогое, письмо с фронта погибшего сына. Дети, совершив бесчеловечный поступок, вышибли из сердца матери память о сыне. У неё уже ничего не осталось о сыне, «он погиб навсегда» (предложение 52). По-моему, никак нельзя назвать человечным поведение ребят. Это очень подло.
В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.
Таким образом, мне удалось доказать, что человечность - это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.
Что такое …? На мой взгляд, … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.
В данном тексте …(автор) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … (микровывод по первому аргументу).
В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….(микровывод по второму аргументу).
Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).
Речевые клише для связи аргументов в сочинении на ОГЭ: 15.1 – 15.2
Аргумент 1
• Это утверждение можно подтвердить примерами из текста…
• Докажу это утверждение примерами из текста. Во-первых, в предложении…
Во-вторых, в … предложении
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. В предложении….
• Справедливость этого утверждения можно доказать на примере предложения…
• Рассмотрим предложение…
• Так, в предложении… можно найти подтверждение этой мысли.
• Предложение … подтверждает мысль о том, что ….
• Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста.
• Пример этого языкового явления можно найти в предложении… Например, в предложении… есть наглядное подтверждение высказанной мысли.
Аргумент 2
• Кроме этого, в предложении….
• В качестве ещё одного аргумента можно привести пример из предложения …
• Также ещё одним убедительным аргументом может стать…
• В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения …
• Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение…
15.3
Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём предложение (№…)
Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни.
Аргумент 1: В предложении №… говорится о том, что…
Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «человечность», приведу пример из жизни.
Аргумент 1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста.
Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь на собственный опыт.
Вариант сочинения 15.2
Финальные строки текста имеют переносное значение. Я понимаю их так: человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое. Попробую доказать справедливость своего суждения на примерах из текста Б.Васильева.
Потеряв на войне единственного сына, Анна Федотовна ослепла от горя и слёз. Она очень дорожила письмом сына, полученным с фронта, что подтверждает предложение 14. Каждый вечер перед сном внучка читала его бабушке. Для матери это – единственная память о сыне, что, может быть, придавало ей силы и поддерживало в ней жизнь.
Но однажды Анна Федотовна столкнулась с неосознанной детской жестокостью и равнодушием. Это доказывают предложения 24 и 27. Школьники пришли к ней домой и, воспользовавшись доверием и слепотой старой женщины, украли драгоценные письма. Анна Федотовна потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни.
Таким образом, женщина, пережившая войну и гибель сына, не смогла пережить (стерпеть) жестокость нашего времени – непонимание и равнодушие детей к чужому горю.
Вариант сочинения 15.2
Смысл финала текста я понимаю так: дети своей жестокостью и бессердечием ранили душу Анны Федотовны, обидели её, лишили веры в людей. Старая женщина не ожидала такого бесчестного поступка от детей. В результате мать потеряла смысл жизни. Как можно это доказать?
Во-первых, Анне Федотовне сразу не понравился тон учеников (предложения 24, 27). Разговор с детьми «сильно обеспокоил её, удивил и обидел». Женщина столкнулась с агрессией, бессердечием детей по отношению к взрослым.
Во-вторых, Анну Федотовну ошеломило то, что дети украли письма сына из шкатулки, пользуясь её слепотой (предложение 50). Какое отношение к инвалиду! Ведь эти бесценные письма были для матери знаком незримого присутствия родного человека – голоса сына в душе.
Таким образом, ученики уничтожили последнее, что осталось у матери, - память о сыне. От людской черствости и обмана женщине стало невыносимо больно, поэтому «ослепла не только она, но и её душа».
Веб-квест по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Литература, 8 класс
«Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»). Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).
Уважаемые участники Web–квеста, приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в произведение Пушкина "Капитанская дочка", дабы не забывать великие русские произведения и сформулировать ответ на следующий вопрос: «Так кто же прав в изображении Пугачева? Кто он, Емельян Пугачев? Злодей, убийца, или человек, чьи дела несли добро людям?”
«В «Капитанской дочке» история пугачевского бунта или подробности о нем как-то живее, нежели в самой истории. В этой повести коротко знакомишься с положением России в эту странную и страшную годину. Сам Пугачев обрисован метко и впечатлительно. Его видишь, его слышишь. Может быть, в некоторых чертах автор несколько идеализировал его. В его – странно сказать, а иначе сказать нельзя – простодушии, которое в нем по временам оказывается, в его искренности относительно Гринева, пред которым он готов не выдаваться за Петра III, есть что-то напоминающее очерк Дмитрия Самозванца, начертанный тем же Пушкиным. Но если некоторые подробности встречаешь с недоумением, то основа целого и басня, на ней изложенная, верны. Скажем опять: если оно было и не так, то могло так быть. От крепости Белогорской вплоть до Царского Села картина сжатая, но полная и мастерски воспроизведенная. Императрица Екатерина так же удачно и верно схвачена кистью мастера, как и комендантша Василиса Егоровна. А что за прелесть Мария! Как бы ни было, она принадлежит русской былине о Пугачеве. Она воплотилась с нею и отсвечивается на ней отрадным и светлым оттенком. Она другая Татьяна того же поэта»
Вяземский П. А. Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина. 1847. – Полн. собр. соч. Спб., 1879, т. 2, с. 377.
Чтобы начать работу, нажмите на картинку: